20 декабря 1699 г. Петр I подписал указ о переходе России на новое летосчисление – по примеру других стран, от Рождества Христова, а не от «сотворения мира» - и переносе начала нового календарного года с 1 сентября на 1 января. Начинался этот указ о перемене календаря резкими, но справедливыми по сей день словами: "Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого января» (заметим, что наиболее ретроградная часть общества петровские календарные нововведения не приняла, и «дурит головы людям» до сих пор). Встречать Новый год было повелено по европейскому обычаю: с поздравлениями, фейерверками, салютами из пушек и ружей. С этого времени берет начало не только популярный ныне обычай новогодних фейерверков, но и вообще традиция встреч Нового года.
Первую новогоднюю елку в Москве поставили также в канун нового 1700 года. И традиция украшать рождественскую елку появилась в петровские времена: как считается, этот обычай зародился во Франции в начале XVII в., потом распространился на соседнюю Германию, откуда и пришел в Россию. Украшали елку кто во что горазд: в богатых домах, например, на нее вешали золотые украшения. Наибольшую популярность, однако, приобрели украшения съедобные: орехи, яблоки, пряники, марципаны и проч. После окончания праздника детям разрешалось все это съесть. Специальные елочные игрушки появились только в конце XIX века и приживались они довольно медленно.
Праздник Нового года в дореволюционной России считался второстепенным: главным зимним праздником все же было Рождество. Поскольку сам обычай устанавливать елку в первую очередь был связан не с Новым годом, а с Рождеством (которое по григорианскому календарю отмечается на неделю раньше Нового года), на макушку елки водружали золотую шестиконечную звезду как символ Вифлеемской звезды. В советский период ее сменила красная пентаграмма – символ совершенно иного религиозного мировоззрения. Что касается Деда Мороза, то это целиком «изобретение» советских времен: в дореволюционной в России его не было.
Советская власть отменила Рождество, но Новый Год неофициально отмечался еще до конца 1920-х гг. В 1929 г. Совнарком своим декретом так искромсал календарь, что привычные дни недели фактически исчезли: отныне год делился на 72 пятидневные недели, в конце каждой из которых полагался выходной день. Общих выходных не было, суббота и воскресенье стали будничными днями, а официальных праздников было два - 7 ноября и 1 мая. Возродился Новый Год спустя 7 лет: в 1937 г. вышло постановление «О праздновании Нового года в СССР», и в Колонном зале Дома Союзов в Москве состоялась первое официальное новогоднее торжество с елкой, украшенной красной звездой. С этого времени и берет свое начало сегодняшняя традиция празднования Нового Года, постепенно «обросшая» атрибутами, которые сегодня кажутся нам вечными. На самом деле они очень молоды: образ Деда Мороза сформировался только в середине 1950-х гг., Снегурочки – чуть позже, массовое производство елочных украшений началось на рубеже 1960-х гг., а шампанское прочно заняло свое место на новогодних столах только в 1-й пол. 1960-х гг.
?